Недобросовестные заказчики копирайтера
Работая копирайтером в формате фрилансинга, приходится выстраивать комфортный формат взаимодействия c клиентами. Выработать оптимальный алгоритм на практике оказывается непросто. В особенности для начинающего исполнителя. В штате компании подобных проблем нет, работая же на себя приходится взаимодействовать с самыми разными заказчиками, часть из которых порой оказывается недобросовестными. В этом материале расскажем, как копирайтеры видят подобных заказчиков, почему стараются обходить их стороной, и почему заработок такой ценой не нужен. О вынужденной избирательности и не только в тематической статье.
Головная боль копирайтера
Участь копирайтера фрилансера незавидна. Работа на подряде, постоянный поиск клиентов, решение многих сопутствующих вопросов – все это осложняет красиво описываемую жизнь ни от кого не зависящего специалиста; желательно на берегу моря – именно так чаще всего воображение рисует картину профессии. В действительности все иначе. Заработок копирайтера напрямую зависит от клиентов. Чем их больше, чем более они “денежные”, тем большие средства выйдет заработать. Хотелось бы при этом, чтобы заказы оказывались несложные, занимали мало времени на выполнение, никто “не дурил голову”, и все шло “как по маслу”. Кто проработал копирайтером в формате фрилансинга год или более прекрасно понимает ситуацию изнутри.
Все люди разные, клиенты тоже. Приходится взаимодействовать со всеми обращающимися за услугами исполнителя. Иначе останетесь без заказов; и денег тоже.
Корень проблемы кроется в нескольких моментах. Во-первых, исполнители (фрилансеры) не воспринимают проект как свой. И это совершенно нормально. Заказчик же хочет от копирайтера-фрилансера обратного. Таким стоит запомнить, что вы нанимаете исполнителя в формате подряда – для конкретной задачи. Вы покупаете лишь его кусочек времени. Ждать при этом отношения копирайтера к тексту (либо иной задаче по проекту), как написанному для себя – как минимум, наивно. Лишь уровень профессионализма, опыт и компетенция специалиста позволит выполнить работу на определенном уровне. При условии достойной оплаты выполненной работы. Второй аспект кроется в деталях взаимодействия. Одни копирайтеры (к примеру, мы) работают в порядке 100% предоплаты. Другие просят оплатить половину или часть денег перед заказом, третьи ожидают оплаты по факту выполненной работы. У клиентов, безусловно, могут быть своим убеждения и взгляды. Важно, чтобы они соотносились с вашими (копирайтера). Воспринимайте это как один из предварительных фильтров – когда ситуация сама разведет исполнителя и заказчика от сотрудничества друг с другом; во избежание конфликтны ситуаций в будущем.
Чем более внимательно копирайтер относится к предварительной коммуникации (получении исчерпывающей информации) по предстоящему заказу, тем больше вероятность договориться обо всем “на берегу”.
Важно понимать, что договоренности могут меняться, отношение к работе оказаться неадекватным, сведения и критерии измениться уже в процессе выполнения заказа, контроль усилиться. То есть может произойти много всего. Но вы (как фрилансер) должны сделать все возможное, чтобы понять “степень адекватности” (назовем это так) заказчика. Речь не про то, чтобы выставлять клиенту какие-либо баллы либо рейтинг, а в необходимости выяснения договороспособности, вовлеченности в проект (умеренной) и понимании задачи, которую клиент заказывает у копирайтера. Иначе быть беде.
Проблемные клиенты копирайтера: условная классификация
В силу своего воспитания, жизненного опыта, внутренней философии, мировозрения, характера и других особенностей у каждого свое понимание хорошего и правильного. Это в особенности ощущается у людей, которые платят деньги за оказываемую услугу. В русскоязычном пространстве, к большому сожалению, культивируется принцип “клиент всегда прав”, который не имеет ничего общего с равноправным сотрудничеством двух сторон. У некоторых субъектов он порождает извращенное представление, когда те выступают в роли заказчиков. Они полагают, что находятся в привилегированном положении над исполнителем; якобы могут диктовать ему свои условия со всеми сопутствующими последствиями. Чтобы исполнителю не было горестно жаль потраченного на “удивительного циркача” времени, критически важно определять таких уникумов “на берегу”.
Копирайтер должен научиться (даже если не умеет) определять недобросовестного и нерадивого клиента в ходе начальной коммуникации – до начала сотрудничества.
Значительно хуже, если понимание, кто есть кто, происходит в процессе работы. Даже у нас порой случаются “проколы”. Это когда все идет по плану, клиент более чем адекватный, понимающий задачу, но после получения результата полностью “переобувается”. В нашей практике даже были случаи, когда без второго слова заказчик, получив результат работы и пропустив все установленные сроки на внесение правок и доработку, сразу присылал претензию, в которой требовал вернуть всю уплаченную сумму, угрожая судом. Даже нам иногда попадаются такие “кадры”. Вы не одиноки в своих проблемах. В этом случае в некоторой степени спасает формат работы по 100% предоплате, юридическая подкованность и безупречный договор.
Перейдем к условной классификации проблемых клиентов копирайтера:
- “Песок дюны“: Этот клиент постоянно меняет свое мнение о том, чего он хочет, даже после начала работы над проектом. Сначала он может дать расплывчатые инструкции, а затем придираться к каждой детали. Расстраиваться не стоит, поскольку невозможно подготовить качественный текст, когда вводные меняются на лету – по 3 раза на день. Изменчив словно перемещающийся по барханам песок.
- “Герой нашего времени“: Заказчик, который купается в лаврах. Он присваивает себе все заслуги за написанные копирайтером тексты. Без доли сомнения удалит упоминание исполнителя из конечного результата либо вовсе представит его как свою собственную работу (а может и вообще перепродаст ее). В то время, как рядовые и неопытные копирайтеры не увидят в этом ничего зазорного, профессионалы четко прописывают юридические обязательства, связанные с авторскими и смежными правами.
- “Уж на сковородке“: Тексты ему нужны еще вчера. При этом столь строгий дедлайн изначально не оговаривался, платить за скорость – нет, не слышал. Готов “тюкать” голову и “мозолить” глаза в мессенджере постоянно. Торопыга на минималках, мешающий работать и занимающий собой весь “эфир”.
- “Незнайка на Луне“: Сформулировать, что конкретно нужно – вне всяких сил заказчика. Он не знает, чего хочет сам. Стиль не тот, формулировки неправильные, информация подана неверно. Все не то, до бесконечности. Без разницы, сколько переделывать или дорабатывать.
- “7 пядей во лбу“: Лучше всех знает, обучит, расскажет, покажет – как правильно, а как нет. Мнение исполнителя не рассматривается априори и пресекается на корню. Втемяшил себе в голову, что инфостиль Ильяхова идеал, и хоть “кол на голове чеши”.
- “Король скидок“: Не начав работать, сразу торгуется и выбивает скидку. Хоть небольшую. Это его принцип – торгаша по жизни. Уступить такому сразу же – себя не уважать.
- “Миллионник“: Практически родственная душа предыдущему персонажу. Однако в отличие от сниженной цены, сразу обещает загрузить заказами на год вперед (если все устроит). Такая себе мотивация на условные миллион долларов. Оттого и соответствующее название. По факту в 99,99% пшик, дальше одного небольшого пробного заказа ничего не следует.
- “Фокусник группы“: Каждый текст или иную сравнительно небольшую работу обсуждают в группах (условных фокус-группах). К проверке материала привлечены управляющие партнеры, юристы, бухгалтеры, члены семьи и даже охранник на входе. Каждый вносит правки и рассказывает, почему текст придется переделать.
- “Стулья только вечером“: Никакой предоплаты, ни 10%, ни 50%, нисколько! О “деньгах утром” не слышал, не признает, будет себя презирать, если заплатит вперед. Ничего не хочет слышать про чужие риски (исполнителя), которые по-хорошему надо бы разделить.
- “Big Boss“: Король здесь только один. Исключительная роль начальника, небрежно бросающего обглоданную кость плебсу у своих ног. Ты – всего лишь копирайтер. Даже пожалеть тебя немного хочется за твою профессию. Как низко ты пал!
В чем конкретно кроется проблема? Делюсь топ-5 проблем, которые способны ухудшить сотрудничество любых исполнителя (копирайтера) и заказчика:
- “Размытые” договоренности (нет четких критериев)
- Неофициальное сотрудничество
- Скрытый конфликт (с самого начала)
- Отсутствие четкого ТЗ
- Слабое понимание копирайтинга у клиента
С какими клиентами копирайтеру не стоит работать
С неадекватными, напыщенными, невоспитанными, назойливыми грубиянами, ничего не понимающими в современном копирайтинге и работе, которую они заказывают. Нет четкого и обстоятельного ТЗ – отказывайтесь. Клиент не готов быть вовлеченным в конкретную задачу по своему проекту, полагая, что само как-нибудь классно получится без его участия – крепко подумайте. Закономерность в следующем – чем более неопытный и начинающий копирайтер, тем больше своих собственных шишек придется набить. По-другому это не работает. Вырабатывайте собственные правила взаимодействия с заказчиками. Обязательно ведите коммуникацию в письменном виде (по e-mail, чтобы в одностороннем порядке переписка в Telegram вдруг не пропала), работайте только официально, позаботьтесь о юридической стороне своего бизнеса и оказываемых услуг копирайтинга. Это в дальнейшем очень сильно поможет.
Запомните 2 ключевых правила копирайтера фрилансера: 1) заказчик нуждается в исполнителе не меньше; 2) исполнитель вправе и должен выбирать клиентов
В Berezovski.by знают, как выстроить равноправные, партнерские отношения с клиентами. Всех денег не заработаешь. Если происходит что-либо из приведенного выше, значит этот заказчик попросту не наш. Уважайте себя!
Внимание! Важная информация: Перед тем как скопировать и незаконно использовать данный текст, ознакомьтесь с правилами пользования материалами сайта Berezovski.by.