Социальная ответственность копирайтера
Каждый профессиональный копирайтер в своей деятельности руководствуется определенными правилами, выработанными на основе его практической деятельности. Нанятый в штат специалист связан редакционной политикой компании, прочими ограничениями. Однако и у фрилансеров немало таких установок. Будем честны, далеко не все копирайтеры пристально следят за качеством, стремятся к абсолютной точности и выверенности создаваемого контента. Полно и нерадивых, жадно хватающих первый попавшийся заказ без разбора. Эти рассуждения натолкнули нас на мысли о подготовке материала, посвященного социальной ответственности копирайтера – как специалиста максимально вовлеченного в создание текстового контента. Несколько филосовский, но при этом практикоориентированный дискурс. Ключевой вопрос статьи: ответственен ли копирайтер перед обществом за тот текст, который он пишет (для самых разных задач и целей); если да, от чего это зависит, и как избежать вреда.
Ежегодно усиливающийся инфошум
Объем информации в мире продолжает стремительно расти. Основной рост приходится на сеть Интернет. Только вдумайтесь в эти цифры (по состоянию на 2024 год):
- каждую минуту в среднем создается 175 новых сайтов (в сутки – 252 000)
- каждые сутки создается 328 770 000 терабайт данных
- в 2025 году рост в сравнении с текущим годом предположительно составит 50%
Существенную долю контента составляет текстовый. Значительная роль в его создании отводится копирайтерам. Объем данных и их рост столь стремительный во многом благодаря стремительно развивающемуся искусственному интеллекту. Генеративные нейронные сети развиваются ежедневно. Компании, включившиеся в откровенную AI-гонку, со своими многомиллиардными бюджетами стараются обойти друг друга. Не для кого не секрет, что владельцы сайтов частенько грешат наполнением ресурсов сгенерированным нейросетями контентом. Хоть мы и не рекомендуем этого делать. В особенности без тщательной адаптации.
Как со всем этим связан копирайтер? Более чем напрямую. Он пишет текстовый контент (в различном виде), который помогает пользователям разобраться в потоке информации и принять определенное решение (сделать заказ, оформить покупку, приобрести товар, обратиться за услугой, сделать иное коммерчески полезное действие). Для этого копирайтеры используют различные форматы и инструменты. Однако контент должен быть действительно полезным, качественным и достоверным.
Задайте себе вопрос: каждый ли из написанных вами текстов на 100% выверенный и полезный (по структуре, формату, целевой аудитории, фактчекингу). Нет ли в нем элементов переспама, переоптимизации, манипулятивных инструментов?
Допустим, вы ответственный и благочестивый копирайтер. Но сколько не таких как вы? Теперь представьте, сколько откровенно бесполезного и даже вредного контента создается в мировом масштабе. В этом и состоит концепция социальной ответственности копирайтера. К слову, подход свойственен многим профессиям – в определенном ключе соотнесения вида деятельности с благами и ценностями социума (общества). Мы же рассматриваем работу копирайтеров. Хотя об этом мало кто задумывается, смысл в чем-то схож с отношением к окружающей среде. Каждый из нас улучшить экологию бессилен, но умеренно отказаться от пластика, стараться выбрасывать мусор раздельно посильно каждому.
Подробнее о концепции социальной ответственности копирайтера
Люди каждодневно перегружены информацией. Суть даже не столько в обилии информационного “шума”, сколько а степени его воздействия: PR, пропаганда, манипуляции. Каналы информации стремительно развиваются и совершенствуются, человек все больше вовлечен в информационные сервисы, ресурсы. Концепция социальной ответственности конкретно деятельности копирайтера сводится к тому, чтобы не перегружать этот поток откровенным мусором. К такому мусору можно отнести бесполезный (либо малополезный) контент, который создается ради контента – не ради пользы для человека и общественного блага. Противники концепции здесь могут возразить – копирайтер считается специалистом, создающим коммерческий контент по заказу клиента; заказчик преследует свои цели и не соотносится с обществом). Однако в данном случае такая позиция в корне не верна. В этой ситуации (несмотря на коммерческую основу создаваемого контента и целей его применения) оба социально ответственны: и копирайтер, и заказчик.
Речь не про то, что копирайтер в своей деятельности вместо интересов клиента должен следовать интересам общества, но в том, чтобы в первом случае не навредить во втором.
Как не навредить, и что считается таким вредом? Давайте разбираться с сутью концепции социальной ответственности копирайтера в его повседневной практической деятельности (создании контента). Придерживаемся позиции, что копирайтеры-вредители это те, которые соответствуют всем либо какому-либо из ниже следующих пунктов:
- неумение оценить качество и источник информации
- игнорирование фактчекинга (комплексного и всестороннего анализа)
- неразвитый навык работы с первоисточниками (ссылками) – перепроверка источников на достоверность
- слабые профессиональные навыки
- сознательные нарушения (копирование, заимствование и даже воровство контента)
- отсутствие внутреннего “редакционного фильтра”
- слабое владение юридическими вопросами (юридическая безграмотность)
- использование генеративного контента
- посредственное отношение к репутации и личному бренду
В Public Relation (PR) выделяется термин, отлично характеризующий концепцию социальной ответственности – императив доверия. Если сильно упросить, это про то, когда пациент идет к врачу и априори доверяет ему свое здоровье, не проверяя его диплом. Так и широкие массы людей в большинстве своем доверяют “написанному” в сети Интернет – без особой проверки информации, тем более в сравнительном анализе из нескольких отличающихся источников. Этим особо пользуются т.н. “инфоцыгане”, суть их посыла состоит в манипулировании и целенаправленном воздействии на слабые точки. Они (и приравненные к ним) – явные нарушители. Но недалеки и те копирайтеры, которые сознательно создают контент, являющийся по своей сути информационным шумом. Более того, сюда же относятся и те авторы коммерческих текстов, которые либо в следствие недостаточных навыков/опыта/знаний, либо по причине невнимательности и отсутствия времени пишут очень посредственные, малополезные либо вовсе пустые тексты.
Рассмотрим для понимания причинно-следственную связь на примере. Человек прочел сгенерированный нейросетью текст о выборе сантехника. В нем перечислены очень поверхностные сведения, по сути в виде неумелого рерайта и “переливания из пустого порожнее”. Вредит ли такой контент конкретному человеку? Напрямую вряд ли. Однако если пример рассмотреть в другой плоскости, ответ не так очевиден. А именно – замените тему текста на лечение от простуды. Он может оказаться безвредным (пустым), однако время о наступления тяжелых последствий может быть упущено. Представьте теперь таких текстов тысячи, сотни тысяч. Согласитесь, ситуация совсем иная. Вопрос усложняется тем, что законодательно сгенерированный контент либо создание бесполезных текстов в массовом количестве в большинстве стран законодательно практически никак не регулируется.
Копирайтер универсал, или как не писать все тексты подряд
Копирайтеру, безусловно, стоит расширять свою эрудицию, писать разные тексты на отличающиеся темы. Для практики, развития навыков, личных ощущений относительно “близости” сферы. Основной же “пул” тем и направлений должен состоять из определенного перечня. Важно определиться с темами, которые интересны конкретному практикующему копирайтеру. На странице в соц.сети, портфолио или персональном сайте должна содержаться информация о таких направлениях и специализизации.
Профессиональный копирайтер не может писать все тексты подряд. Это словно музыкант, утверждающий, что владеет и великолепно играет абсолютно на всех инструментах.
Многие полагают, что выбор направлений и тем негативно скажется на заработке. Однако все ровным счетом наоборот. Чем меньше вы будете хвататься за каждый заказ, тем быстрее начнете получать более оплачиваемые, становясь экспертом в определенных областях. Стремление в сторону индивидуальности (от массовости) всегда выигрышное. Поэтому не стоит стремиться за объемом. К тому же, специализация сделает работу более приятной и простой, отдалит либо вовсе избавит от профессионального “выгорания”. У каждого профессионального копирайтера есть темы, с которыми он либо вовсе не пересекается либо работает в очень ограниченном виде. Если хотите, это подобно спортивным мероприятиям либо играм, когда одна из сторон выбирает свои “пики” либо “банит” вопрос/событие/карту/героя (например, в популярнейшей Dota 2). У нас это экспертные медицинские материалы, а также технически сложные (узкие) аспекты, связанные с программированием, криптографией, и несколько иных тем.
Какой подход считаем корректным в рамках концепции социальной ответственности копирайтера. В Berezovski.by при создании контента (текстового и графического) мы отчетливо следим за его корректностью, пользой, качеством и достоверностью. Придерживаемся определенных принципов, постоянно отслеживаем актуальные тенденции, стремимся постоянно развивать профильные навыки. Основываемся в своей деятельности на многолетний опыт, выстраивая доверительные отношения с клиентами. Избирательно относимся к заказам, гарантируя результат по итогу взаимовыгодного сотрудничества. В каждой профессии должен быть свой стандарт качества. Концепция социальной ответственности в копирайтинге – один из ключевых базисов такого профессионального подхода.
Внимание! Важная информация: Перед тем как скопировать и незаконно использовать данный текст, ознакомьтесь с правилами пользования материалами сайта Berezovski.by.